Фан-сайт Assassins Creed

Высокое Возрождение

Высокое Возрождение
Боттичелли С. Мадонна с гранатом. Ок. 1490


Конец XV века и первые тридцать лет XVI века были для Италии периодом экономического упадка и иностранных вторжения, временем страшных злодеяний и ужасных преступлений. Но именно этот период стал периодом потрясающих подвигов и свершений, пиком эпохи Возрождения, временем творчества титанов Ренессанса. Именно отсюда название культуры - Высокое Возрождение (по-итальянски Quatrocento).

Это был небольшой период, продолжавшийся менее 50 лет, но он вместил в себя больше культурных достижений, чем целые века предыдущего и последующего развития. Необычайная “уплотненность“ этого периода в том, что одновременно работало рекордное количество гениальных личностей. Титаны Возрождения шагнули далеко за пределы своей эпохи, сделав поистине неоценимый вклад в развитие науки, техники, всей человеческой культуры.

В то же самое время европейские путешественники открыли Америку (Колумб 1492 г.), морской путь из Европы в Индию (Васко да Гама 1497-1499), совершили кругосветное плавание (Магеллан 1519-1522) и множество других путешествий, названных великими географическими открытиями. Считается, что после этих открытий наступило Новое время, началась Новая история. Таким образом, культура Высокого Возрождения лежит на стыке времен в эпохальном смысле этого слова.

По странному стечению обстоятельств именно на самый стык пришлась трагедия одного из наиболее удивительных и ужасных деятелей эпохи Возрождения Джироламо Савонаролы (1452-1498). Никколо Макиавелли и многие другие историки считали, что в те годы не было человека, который мог бы сравниться с Савонаролой личной скромностью, воздержанностью во всем и способностью жертвовать собой во имя человечества. Савонарола жил во времена, когда, по меткому выражению Отто фон Бисмарка, “люди для собственного наслаждения легко совершали любые подлости и преступления, кроме, пожалуй, уничтожения античных рукописей и скульптур“. Более того, именно, римские папы и их приспешники лидировали в изобретении самых низких мерзостей и преступных удовольствий. Имена папы Александра VI (правил 1492-1503 гг.) и его сына Чезаре Борджиа навсегда вошли в историю символом несмываемого позора.

Будучи настоятелем монастыря доминиканцев во Флоренции, Савонарола решительно выступил против распущенности и произвола семьи Медичи, правившей во Флоренции, против развращенности пап, против сомнительных удовольствий, за соблюдение элементарных норм морали и уважительное отношение к ближним. Савонарола был умелым проповедником и признанным лидером. Говорят, что после его речи Сандро Боттичелли сам сжигал свои картины, противоречащие христианской морали. Под влиянием Савонаролы флорентийцы в 1494 году свергли власть семьи Медичи (плутократию – то есть власть богатых) и установили республиканскую форму правления. Но Савонарола, встав во главе республики, не придумал ничего лучшего, чем призвать своих сограждан к монашескому аскетизму и отказу от всех достижений гуманизма. Он лично организовал первые в истории человечества костры, на которых сжигали книги и картины, уничтожал “срамных идолов“ и “блудилища разврата“.

Естественно, что среди жизнелюбивых флорентийцев было мало сторонников столь категорических форм борьбы за высокую нравственность. Савонарола лишился поддержки, в 1497 г. - схвачен подчиненными, отлучен от церкви и по приговору приората (правительства) казнен с изощренной жестокостью.

Жизнь и судьба Савонаролы яркий пример того, какие удивительные сочетания крайностей были присущи эпохе Возрождения. Возвышенное благородство и низкая подлость так тесно переплетались, что до сих пор трудно сказать, где заканчивается одно и начинается другое.

Особенно наглядно эти особенности эпохи отразил в своем творчестве философ и историк Никколо Макиавелли (1469-1527). С 1498 по 1512 годы Макиавелли служил в правительстве родной Флоренции, руководил военными и иностранными делами флорентийской республики. Но после возвращения Медичи Макиавелли обвинили в заговоре и жестоко пытали. Но Макиавелли стойко молчал, доказательств его вины не было, и его выслали из Флоренции. Лишенный возможности работать на благо Отчизны, Макиавелли пишет свои знаменитые произведения “О военном искусстве“ (1521), “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия“ (1531), “Государь“ (1532), “История Флоренции“ (1532).

Главная цель Макиавелли – процветание Италии. Он мечтал о ее объединении, о разумных законах и умелых государях. Но поиски Макиавелли были настолько чужды его современникам, что они увидели в его творчестве только описание тех политических методов, которые царили всюду и делали политику грязным делом. Более того, по иронии судьбы за Макиавелли закрепилась слава мыслителя, который сознательно пропагандировал подлые методы достижения власти. Хотя сам Макиавелли, по отзывам современников, был безупречно честным и порядочным человеком, поэтому вряд ли испытывал удовольствие, описывая политическую вседозволенность. “Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть,“ – говорил сам Макиавелли.

С другой стороны, Макиавелли, слишком некритически воспринимал происходящее и, к сожалению, не допускал возможность менее гнусных и более эффективных способов осуществления власти. Находясь в изгнании, благородный Макиавелли разочаровался в собственном благородстве. Да и научные методы гуманистов не позволяли заменять объективную реальность субъективными фантазиями. Но все же человеку свойственно стремиться к лучшему, а Макиавелли лучших методов не искал за что и поплатился “славой“ коварного человека, для которого все средства хороши.

Говоря о разносторонности Макиавелли, следует вспомнить, что кроме серьезных произведений он, как и его мама, писал комедии, сонеты и карнавальные песни.

В 1527 г. римский папа Климент VII призвал Макиавелли на службу. Его встретили враждебно и через несколько месяцев отравили.

А потом все правители внимательно читали и перечитывали книги Макиавелли, а его “Государь“ был настольной книгой многих, в том числе столь разных людей, как Авраам Линкольн и Иосиф Сталин.

Леонардо да Винчи (1552-1519) ? воистину один из самых великих гениев в истории человечества. Не случайно, поэтому его так часто объявляют то ангелом, спустившимся с небес, то представителем высокоразвитой цивилизации, пришедшим на помощь землянам. Им не устают восхищаться самые разные люди. Клочок бумаги со случайными набросками Великого Леонардо продается дороже самого роскошного лимузина.

И, действительно, Леонардо да Винчи – уникальный пример всестороннего развития человеческих способностей. И вместе с тем жизнь Леонардо – прекрасный образец личной скромности и самоотверженности.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в местечке Винчи близ Флоренции. Он был побочным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. Его мама - простая крестьянка. В четырнадцать лет он поступил учеником к живописцу и скульптору Верроккьо, у которого провёл шесть лет.

Самый ранний его рисунок – пейзаж окрестностей Флоренции. Надпись на картине сделана “зеркальным“ способом. Таким скрытным способом да еще левой рукой Леонардо вёл все свои записи. Рисовал он тоже “одной левой“, причем медленно, бесконечно экспериментируя. Особенно его не устраивала техника фрески, требовавшая быстрого, без поправок исполнения. Результаты экспериментов часто погибали. До нас дошло лишь около пятнадцати живописных произведений. Но среди них “Мадонна с цветком“ - “Мадонна Бенуа“ (1473-1478), “Мадонна Литта“ (1485-1490), “Тайная вечеря“ (1495-1497) и знаменитая и загадочная “Мона Лиза Джоконда“ (1503). Ее знают все!

Рисуя “Джоконду“ художник поставил и выполнил сложнейшую задачу – при полной внешней неподвижности своей героини передать движение её души. Спокойная поза и простой наряд Моны Лизы фиксируют внимание зрителя на ее лице. В нем нет ни особой красоты, ни цветущей молодости, но оно играет неуловимо сменяющимися оттенками мыслей, чувств, ощущений, увлекая зрителя в призрачные и загадочные глубины женской души.

Леонардо в своем творчестве отказался от традиционной трактовки образа Мадонны, которую обычно изображали величавой, грустной или задумчивой, и создал образ жизнерадостный, исполненный чисто земной прелести.

Исследуя законы оптики, Леонардо впервые применил светотень, как средство “оживления“ персонажей своих картин. “Если душа беспорядочна и хаотична, - утверждал Леонардо, - то беспорядочно и хаотично само тело, в котором эта душа обитает“. Живопись Леонардо называл “наукою и законной дочерью природы“.

“Он делал рисунки на бумаге, – пишет Вазари, – с такой виртуозностью и так прекрасно, что не было художника, который равнялся бы с ним!“ Мнительные люди говорят, что Леонардо владел секретом изготовления высококачественных фотографий.

Подобно другим художникам, Леонардо усвоил не только основы своего ремесла, но и математику, необходимую для изображения перспективы, и анатомию, ставшую обязательной для художников. В последующем всем наукам Леонардо предпочитал математику. Он говорил: “Нет достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук“.

У Леонардо мы находим редчайшее сочетание талантов, которые несоединимы в обычном человеке, а также невероятное, сказочно богатое воображение. Так будучи глубоким ученым теоретиком, Леонардо при этом оставался деловым и практичным инженером, изобретателем, техником и даже мастером-ремесленником.

Леонардо да Винчи принадлежит множество открытий в области математики, физики, астрономии, картографии, геологии, ботаники, физиологии и во многих других областях. Он отстаивал решающее значение опыта в познании природы и провел свыше 7000 экспериментов и естественнонаучных исследований.

Историк Гален сказал, что познания Леонардо сверхъестественны. Невиданный объем научных достижений Леонардо веками оставался непосильным для ученых, многое не могут понять даже теперь. Грандиозность его замыслов пугала даже самых прогрессивных и смелых современников.

Леонардо придумал и изготовил разные машины: крутильный станок на несколько веретен, прокатный стан, волочильную машину, станки для нарезки винтов, приспособления для шлифовки оптических стекол, устройство для насечки напильников, камерные шлюзы, водоподъемные машины различных конструкций, рессорный (пружинный) автомобиль, домкрат, будильник, паровую пушку, пирамидальный парашют и многое другое. Леонардо изучал полет птиц и проектировал летательный аппарат тяжелее воздуха (орнитоптер), но пришел к мысли, что такой аппарат летать без двигателя не может. Леонардо изобрел современный пропеллер и придумал вертолет, появившийся только в XX веке, а также ракету с реактивным двигателем.

Многие изобретения Леонарда имели целью облегчить труд человека защитить его от разрушительных стихийных бедствий и губительных эпидемий. Однако среди изобретений Леонардо было и мощное, фантастическое для его времени военное оружие.

Из скульптурных произведений Леонардо не сохранилось ни одного. Его смелые архитекторские проекты не были осуществлены. Большинство научных записей утрачено, в том числе почти все 120 книг по анатомии и обширная энциклопедия по механике. Прекрасные композиции, исполняемые на лютне и лире, песни, сочиненные Леонардо, больше никто и никогда не услышит. О его физической силе слагали легенды.

Остаток своих дней Леонардо провел при дворе короля Франции Франциска I, который встретил мастера восторженно. Все ожидали новых шедевров. Но преждевременно состарившийся, тяжело больной (у него отнимались руки), физически и внутренне опустошенный, художник не смог найти в себе сил для творческой работы и умер 2 мая 1519 года на руках у своего любимого ученика Франческо Мельци, передав ему все свои рукописи. К несчастью, наследники Мельци раздали и растеряли большую часть бесценного наследства.

Рассказ о Леонардо, хотелось бы завершить стихами Дмитрия Мережковского, посвященными этому великому человеку:

“Пророк иль демон, иль кудесник

Загадку вечную храня,

О, Леонардо, ты предвестник

Еще неведомого дня.

Смотрите вы, больные дети

Больных и сумрачных веков,

Во мраке будущих столетий

Он непонятен и суров,

Ко всем земным страстям бесстрастный,

Таким останется навек –

Богов презревший, самовластный,

Богоподобный человек!“


Светлым гением Высокого Возрождения называют Рафаэля Санти (1483-1520). Он родился в городке Урбино, столице небольшого герцогства в семье придворного художника. В восемь лет Рафаэль потерял мать, в одиннадцати – отца. Его учителями были отец и Перуджино (Пьетро Ваннуччи). Наиболее значительный период творчества Рафаэля неразрывно связан с Римом, который в начале XVI в. стал важнейшим центром искусства Италии.

Приглашенный в Рим для росписи комнат («станц») Ватикана, Рафаэль создал целый ряд монументальных композиций. На одной из них величественно шествуют Платон и Аристотель, а вокруг расположились Гераклит, Диоген, Сократ, Птолемей, Архимед и многие другие знаменитые философы и ученые древности. Забавно, что Рафаэль не удержался и у самого края правой группы философов изобразил самого себя. Впрочем, любимый философ Рафаэля - Платон похож на Леонардо да Винчи, а выглядывающий из толпы Гераклит – на Микеланджело.

На другой композиции в диспуте сошлись знаменитые церковные деятели. На третьей и четвертой – поэты и юристы. Здесь Рафаэль дважды нарисовал любимого Данте как поэта и богослова.

Кроме этих четырех композиций Рафаэль создал множество других, правда, с помощью своих учеников.

В серии женских образов Рафаэля заметен путь художника от внешней миловидности к глубокой внутренней красоте. Вершиной его творчества считается «Сикстинская мадонна», исполненная Рафаэлем около 1513 г. Долгое время она служила алтарным образом в церкви св. Сикста (отсюда и название картины) в небольшом итальянском городке Пьяченце. В этом произведении предельная ясность, величавая простота художественного языка сочетаются с глубокой душевностью, очаровывающей зрителя, одаряющей его великим духовным умиротворением. Юная мать жертвует своим единственным сыном во имя спасения людей.

Необычную прелесть образов Рафаэля современники назвали словом “grazia“ (грация, изящество). “Для того чтобы написать красавицу, - говорит Рафаэль в одном из своих писем, - нужно видеть много красивых женщин. Но так как красавицы редки, а правильный выбор труден, то художник пользуется «некоей идеей» (una certa idea), которая складывается у него в голове и которой он старается следовать“. Из этих слов ясно, что Рафаэль в своем творчестве переходит от наблюдения реальной действительности к обобщенному образу прекрасного человека. Хотя злые языки болтали, что Сикстинская мадонна ? вылитая булочница Форнарина, дочь римского хлебопека, возлюбленная Рафаэля.

Преждевременная смерть Рафаэля (в мистические 37 лет) повергла в мучительные рыдания не только многочисленных учеников и поклонников художника, но и самого папу, а также, говорят, всю Италию.

Микеланджело Буонарроти
(1475-1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт – ярко и остро выразил идеалы силы, присущие эпохе Высокого Возрождения, а также трагические ощущения кризиса в период Позднего Возрождения.

Микеланджело родился в Капрезе, близ Флоренции, в семье главы местного самоуправления. Во Флоренции он получил первые уроки живописи и скульптуры. Он называл себя скульптором, но реализовал также грандиозные живописные и архитектурные проекты.

Именно на рубеже XV и XVI веков были найдены знаменитые античные статуи “Аполлон Бельведерский“, “Лаокоон“, “Афродита Ватиканская“ и др. В этих шедеврах эллинистического искусства люди эпохи Возрождения нашли свой идеал прекрасного человеческого тела, прямо противоположный средневековому отрицанию плоти.

Работы Микеланджело встали в один ряд с этими произведениями древней классикой. Микеланджело сделал единственным предметом своего изображения человека и, как он сам говорил, вкладывал весь свой талант в изображение прекрасного обнаженного человеческого тела.

Первые скульптурные произведения Микеланджело — рельефы. Один из них — «Битва кентавров» — предвестник будущего творчества Микеланджело. В нем нашла свое выражение ведущая тема его искусства — героической борьбы на пределе человеческих сил и возможностей, определился тип и облик его героев.

Последующие работы Микеланджело, изображавшие Геракла, Амура и Иоанна Крестителя не сохранились. Но они, вероятно, были подобны более позднему Вакху или гигантскому мраморному “Давиду“ – статному, мускулистому, одухотворенному и прекрасному юноше во всей неприкрытой наготе. Здесь Микеланджело не только отступил от церковных канонов, как это делали Донателло и Верроккьо, но и существенно изменил саму библейскую легенду. Мощному атлету (5,3 м высоты), которого вырубил он, ничего не стоило победить двухметрового Голиафа, а ведь победа хрупкого библейского Давида считалась чудом.

Специальная комиссия крупнейших художников в 1504 г. решила установить “Давида“ перед дворцом Сеньории во Флоренции как символ того, что “правители должны мужественно защищать город и справедливо им управлять“. Предыдущие работы тоже устанавливали в самых видных местах в назидание согражданам, настолько вдохновляющей была их красота и сила.

Масштабные (более 600 м2) росписи потолка Сикстинской капеллы в Риме (1508-1512 гг.) Микеланджело насытил сочными образами титанически мощных людей (свыше 300 фигур). Всепокоряющую силу и грозное величие его героев итальянцы обозначают характерным словом “terribilita“.

Такая же страстность и сила вложены в скульптуру “Моисей“ (1516). Образ Моисея — один из самых сильных в творчестве мастера. Он вложил в него свою заветную мечту о вожде мудром, смелом, полном несокрушимой воли и внутреннего величия.

Даже скульптуры “Скованный раб“ и “Умирающий Раб“, а также персонажи росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Риме “Страшный суд“, выражая надломленность, ужас, боль, отчаяние, гнев и смятение, остаются мужественными борцами атлетического сложения. В одном из сонетов Микеланджело читаем: “В героях этих мир постиг, что смерть людей не побеждает!“

Глядя на произведения Микеланджело, невольно сожалеешь, что в современной массовой культуре: сила, красота и ум разделены между разными сферами шоу-бизнеса. В результате чего мы наблюдаем тщедушных интеллектуалов, тупых “качков“ и глупеньких красоток.

В противовес спокойствию замкнутых и идеальных образов Леонардо, Микеланджело тяготел к яркому выражению чувств. Подобно буйству красок буйствовал и сам Микеланджело. Он часто обижался и покидал Рим, потом бурно мирился и возвращался к прежней работе. Упав с подмостков и сломав ногу, заперся, чтобы “до смерти не сойти с этого места“. Когда папа упрашивал его исправить картину, чтобы нагота не так бросалась в глаза, в ответ Микеланджело предложил папе исправить мир. “Тогда я исправлю картину за несколько минут,“ – добавил он.

Своего “Давида“ Микеланджело сделал “на зло Леонардо“. Комиссия во главе с Леонардо да Винчи признала огромный кусок мрамора испорченным, и тогда Микеланджело взялся за работу. Вообще по молодости лет Микеланджело изо всех сил стремился доказать свое превосходство над Леонардо да Винчи в областях общих для них обоих. При этом он часто вел себя исключительно непорядочно, старался побольнее уколоть и унизить Леонардо, похвалялся своим богатством и популярность, старался лишить скромного Леонардо самых незначительных заказов. Все это существенно портило жизнь Леонардо и заставляло его еще больше замыкаться в себе. Увы, примитивный карьеризм и тщеславие присущи даже гениям. Трудно представить, сколько пользы могла принести человечеству чистосердечная дружба титанов Возрождения. А так: Микеланджело растратил много сил и средств в погоне за внешним блеском, а затюканный Леонардо так часто избегал людей, что до сих пор остается не понятым.

Во время 11-месячной осады Флоренции в 1527 году Микеланджело в качестве военного инженера ведал оборонительными сооружениями. А потом скрывался преследуемый победителями. Но недолго. Микеланджело сдался и принялся выполнять выгодные заказы своих бывших врагов. И, хотя роптал на судьбу, вернул себе прежнюю роскошную жизнь и звонкую популярность. Когда пришла смерть, весь Рим посетил похороны авторитетного Микеланджело.

“Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный

Веками будет согревать сердца!“
– так писал поэт Микеланджело.

Как и Микеланджело, Тициан (Тициано Вечеллио) (1476-1576) творил в период Высокого Возрождения и продолжал работать в разгар Позднего Возрождения, отражая безысходный надлом эпохи.

Юный Тициан был свидетелем величайшего взлета, а глаза 100-летнего Тициана видели крушение последних надежд. “Как важно умереть вовремя,“ - говорил он в отчаянии.

Все эти годы Тициан оставался главой венецианской школы живописцев. Его ранним произведениям присущи жизнерадостность, многогранность восприятия жизни, красота и чувственность. А в поздних произведениях появляется удручающее ощущение горя и отчаянья, неподдельный драматизм и трагичность (“Кающаяся Магдалина“, “Оплакивание Христа“).

Считается, что Тициан завершил несколько картин своего предшественника Джорджоне и выдавал их за свои. История знает и другие примеры подобных обвинений.

Великим архитектором Высокого Возрождения считается Донато д'Анджело Браманте (1444-1514), спроектировавший величайшее архитектурное сооружение Собор Святого Петра в Риме.

В отличие от других видов искусства музыка античности не поддавалась возрождению, поскольку нотные записи Древней Греции и Древнего Рима не были расшифрованы. Ранее Возрождение отличалось от средневековья только широтой распространения народных песнопений. Высокое же Возрождение принесло подлинные новации: изобретение мажорного лада и появление нового жанра – романса, распространение светской музыки, пения под аккомпанемент лютни и инструментальной музыки. Именно в этот период появилось понятие “композитор“ и было изобретено нотопечатанье.

Франция по праву считается лидером в развитии музыки эпохи Возрождения. Здесь трудились Гийом Дюфе, Жиль Беншуа, Жан Окегем. Якоб Обрехт, Жоскен де Пре. Хотя величайшим композитором эпохи считается римлянин Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594).

Культура Высокого Возрождения распространялась по всей Западной и Центральной Европе, благодаря таким выдающимся мыслителям этого периода, как польский ученый Николай Коперник, голландский мыслитель Эразм Роттердамский и его ученик англичанин Томас Мор, немецкий писатель Ульрих фон Гуттен.

Николай Коперник (1473-1543) на основании глубоких астрономических исследований и четких математических расчетов доказал, что Земля не является центром Вселенной, что она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Свое учение он изложил в научном трактате “Об обращении небесных сфер“ (1543).

Эразм Роттердамский (1469-1536) всю жизнь скитался по Голландии, Франции, Англии, Германии, Италии и Швейцарии, находясь в положении беглого монаха – полуеретика, полусвятого. Прекрасное образование и непрерывное самообразование его сделали самым знаменитым просветителем Высокого Возрождения, как выражаются теперь, “ходячей энциклопедией“. Он выпустил сборники мудрых изречений древних мыслителей, что в значительной мере стимулировало интерес к античной литературе. А в 1511 году вышло его собственное произведение “Похвала глупости“, которое принесло Эразму всемирную славу. В этой книге автор откровенно высмеивает всех своих современников, за присущую им глупость, демонстрирует разные формы проявления всеобщей умственной недостаточности. Но он не обвинял никого конкретно, поэтому никто и не обиделся. Наоборот, многие и сегодня считают, что все вокруг - дураки. И это не мешает считать умным саму себя или самого себя. Вот, например, американский мыслитель конца XX века Скотт Адамс пишет: “Мы являем собой планету, где живет шесть миллиардов простофиль“.

Томас Мор (1478-1535) ? выдающий английский политик и мыслитель. Начав свою карьеру помощником судьи, он стал лорд-канцлером Великобритании (1529-1532 гг.), вторым человеком после короля. При этом оставался честным и принципиальным человеком. Его отличали высокая нравственность и глубокая ученость. Оставаясь искренним католиком, Томас Мор был гуманистом в лучшем смысле этого слова. Его знаменитое произведение “Утопия“ положило начало и дало название проектам идеального устройства общества.

Мора погубила его принципиальность, граничащая с дерзким упрямством. Когда король Генрих VIII решил заменить старую жену распутной девицей Анной Болейн, Мор воспротивился этому, ссылаясь на то, что католическая церковь такие разводы не допускает. Тогда Генрих сказал, что католики и папа ему не указ, что отныне в Англии особая, англиканская церковь, во главе которой стоит не папа, а король. Мор стоял на своем, и ему отрубили голову. Позже Анна надоела королю - он ее тоже казнил и часто жалел о потере “своего умного канцлера“. “У государей нет места для философии,“ – как-то заметил Томас Мор.

К этому же периоду относится монументальное творение "Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях" (1494), которое написал францисканский монах Лука Пачоли (1445 - 1517). Это было систематическое и полное изложение математических достижений эпохи Возрождения. Входившие в собрание “Трактат о счетах и записях“ и “Трактат по искусству и знанию финансовой практики“ стали основой современного бухгалтерского учета.

Самой яркой звездой немецкого искусства Высокого Возрождения и одним из самых трудолюбивых художников в мировой истории был Альбрех Дюрер (1471-1528). До нас дошло более 900 рисунков Дюрера (всего их было около 1500), которые относят к гуманистической классике. Более того, рисуя себя в образе Христа (“Автопортрет“ 1500 г.) Дюрер глубоко символичен. Именно человеческое “Я“ заменяет собой средневеково Бога, становится самым важным для всех гуманистов и в труде, и в наслаждениях. Как и многие его соплеменники, Дюрер любил длинные и умные рассуждения и оставил потомкам множество пространных трудов по теории искусства. Вместе с тем такие картины Дюрера, как Апокалипсис“ (1498) предвещают наступление грандиозных перемен, каковыми стала Реформация.

Именно в период Высокого Возрождения формировались взгляды отца Реформации Мартина Лютера (1483-1546). И хотя Реформация во многом отличалась от Ренессанса, тем не менее, это была прямая преемственность идей и, самое главное, того душевного порыва, который присущ Высокому Возрождению.

Таким образом, время Высокого Возрождения было самым ярким и величественным периодом рассматриваемой эпохи. Высокое Возрождение пронизано титанической борьбой, победной в начале и все более драматической в конце.

Это, как в песне, “часто падением становится взлет“. Даже героические усилия величайших героев Возрождения не смогли спасти великую культуру от натиска завоевателей и мракобесия наступающей реакции. Люди слишком изнежились в наслаждениях, которые им подарило Возрождения. Поэтому стремительный взлет очень быстро сменился еще более стремительным падением. Наступил последний этап, названный Поздним Возрождением.

Ссылки

Реклама

Наши проекты
about_game_wdlogo

Мы ВКонтакте!



xBox PlayStation Wii U PC Ubisoft Uplay NVIDIA